Пивкина Оксана Александровна, воспитатель
Конспект открытого НОД по экологии «Почва-живая Земля» подготовительная группа «Полянка»Цель: ознакомление с понятием «почва» на основе опытов, ее составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира земли Задачи: образовательные: *познакомить с процессом образования почвы. *формировать у детей знания о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. *обогащать представления детей знаниями об особенностях почвы (водопроницаемость, плодородность). *Продолжать знакомить детей с подземной средой обитания, с основными факторами среды, действующими на почву (живые организмы, влажность). развивающие: *развивать у детей интерес к поисково-исследовательской деятельности, умение размышлять, высказывать свои предположения, самостоятельно формулировать и обобщать результаты опытов. воспитательные: *воспитывать бережное отношение к природе, подземным обитателям. Обогащение словаря: почва, перегной, свойства. Предварительная работа: наблюдение за дождевыми червями, рассматривание макета почвы, опыты с почвой (рыхлость, твердость). Оборудование: слайды (осенний лес, подземные обитатели, почва в разрезе); стеклянная емкость с дождевыми червями; лупы; земля ; лейки с водой; стаканчики, ложки , перчатки, тарелочки одноразовые; фартуки. Руку другу протяни И слегка ее пожми, Подари улыбку, взгляд. Каждый здесь другому рад. - Ребята, отгадайте загадку: Черным- черна, но не страшна Всем людям мать кормилица она (земля). Сегодня я хочу поговорить с вами о земле, а точнее о почве. -Как вы думаете, что такое почва? (верхний слой земли, земной поверхности). Почва-это земля на которой растут растения, она их кормит. Главное ее свойство – это плодородие. -Что, мы люди делаем, для того чтобы почва была плодородной на огороде и уродился хороший урожай? (удобряем, рыхлим). А о почве в лесу заботится сама природа. (слайд осенний лес) -Какое сейчас время года? (осень) -Что происходит с растениями осенью? (они желтеют, опадают) Да, они укрывают толстым слоем сухих листьев кормилицу землю. -Кто знает, что такое перегной? (питательный почвенный слой). Секрет в том, что все опавшие листья и ветки перегнивают и образуется перегной. И в этом участвуют различные подземные обитатели. Кто знает какие? (дождевые черви) (показ банки с дождевыми червями) – Посмотрите, как наши черви уже начали перемешивать слои земли и песка, и перерабатывать сухие листья. Хорошо видны их ходы. -Какую пользу они приносят почве? (обогащают почву кислородом, рыхлят ее и поэтому лучше впитывается влага, перемешивают почвенные слои, перерабатывают органические остатки, вовлекая их вглубь почвы). Мы вами ребята продолжим наблюдать за этим процессом жизнедеятельности червей. Физминутка. Руки вверх мы поднимаем, А потом их опускаем, А потом к себе прижмем А потом их разведем А потом быстрей ,быстрей
ОПЫТ №1(С ЛУПОЙ) -Какого цвета почва? Насыпьте одну ложку почвы на тарелочку, рассмотрите ее через лупу. -Что вы увидели? -Из чего она состоит? (почва состоит из сгнивших корешков растений, земля, глина, перегнивших листьев, песка) ОПЫТ № 2(С ВОДОЙ) Опустить в воду комочек почвы. -Что вы видите, что происходит? (пузырьки, которые поднимаются вверх) -Ребята, какой вывод мы можем сделать? (в почве есть воздух). Если в почве есть воздух, значит там можно жить. -Скажите пожалуйста кто живет под землей? (кроты, мыши полевки, тушканчики). (слайд с подземными жителями: суслики, майские жуки и т.д.). На почву влияет их работа. Они прокладывают ходы, перемешивают и рыхлят почву, роют норы. Все это обеспечивает проникновение в почву воздуха и воды. П/И «РУЧЕЙКИ- ОЗЕРО» ОПЫТ № 3 Насыпать в пластиковый стаканчик сухо почвы и полить небольшим количеством воды. -Что произошло? (вода впиталась). Теперь полейте большим количеством воды. -Что теперь происходит? (вода больше не впитывается) -Как вы думаете почему вода больше не впитывается? (там больше не осталось свободного места) Весь воздух вытеснен водой. Вывод: почва впитывает воду, которая вытесняет воздух. Влага, которая накапливается во время дождей и воздух способствуют росту и развитию растений. - Как люди должны относиться? (не мусорить, не закапывать ядовитые отходы) А какие пословицы о земле вы знаете? -Земля- кормилица. -Земля заботу любит. -Земля кормит людей, как мать детей. -Нет плохой земли, есть плохие хозяева. -Где нет земли, там нет травы. -В землю не положишь из земли не возьмешь. -О чем мы сегодня говорили? -Какое главное свойство почвы? -Чем занимались? -Что нового узнали из опытов? 7 апреля 2019 в 13:42
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.