Пивкина Оксана Александровна, воспитатель

Конспект открытого НОД по экологии «Почва-живая Земля» подготовительная группа «Полянка»

Цель: ознакомление с понятием «почва» на основе опытов, ее составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира земли

Задачи:

образовательные:

*познакомить с процессом образования почвы.

 *формировать у детей знания о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений.

*обогащать представления детей знаниями об особенностях почвы (водопроницаемость, плодородность).

*Продолжать знакомить детей с подземной средой обитания, с основными факторами среды, действующими на почву (живые организмы, влажность).

развивающие:

*развивать у детей интерес к поисково-исследовательской деятельности, умение размышлять, высказывать свои предположения, самостоятельно формулировать и обобщать результаты опытов.

воспитательные:

 *воспитывать бережное отношение к природе, подземным обитателям.

Обогащение словаря: почва, перегной, свойства.

Предварительная работа: наблюдение за дождевыми червями, рассматривание макета почвы, опыты с почвой (рыхлость, твердость).

Оборудование: слайды (осенний лес, подземные обитатели, почва в разрезе); стеклянная емкость с дождевыми червями; лупы; земля ; лейки с водой; стаканчики, ложки , перчатки, тарелочки одноразовые; фартуки.

Руку другу протяни 

И слегка ее пожми,

Подари улыбку, взгляд. 

Каждый здесь другому рад.

- Ребята, отгадайте загадку: Черным- черна, но не страшна

Всем людям мать кормилица она (земля).

Сегодня я хочу поговорить с вами о земле, а точнее о почве.

-Как вы думаете, что такое почва? (верхний слой земли, земной поверхности).

Почва-это земля на которой растут растения, она их кормит.

Главное ее свойство – это плодородие.

-Что, мы люди делаем, для того чтобы почва была плодородной на огороде и уродился хороший урожай? (удобряем, рыхлим).

А о почве в лесу заботится сама природа.

(слайд осенний лес)

-Какое сейчас время года? (осень)

-Что происходит с растениями осенью? (они желтеют, опадают)

Да, они укрывают толстым слоем сухих листьев кормилицу землю.

-Кто знает, что такое перегной? (питательный почвенный слой). Секрет в том, что все опавшие листья и ветки перегнивают и образуется перегной. И в этом участвуют различные подземные обитатели.

Кто знает какие? (дождевые черви)

(показ банки с дождевыми червями)

– Посмотрите, как наши черви уже начали перемешивать слои земли и песка, и перерабатывать сухие листья. Хорошо видны их ходы.

-Какую пользу они приносят почве? (обогащают почву кислородом, рыхлят ее и поэтому лучше впитывается влага, перемешивают почвенные слои, перерабатывают органические остатки, вовлекая их вглубь почвы).

Мы вами ребята продолжим наблюдать за этим процессом жизнедеятельности червей.

Физминутка.

Руки вверх мы поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом к себе прижмем

А потом их разведем

А потом быстрей ,быстрей
Хлопай ,хлопай веселей.

ОПЫТ №1(С ЛУПОЙ)

-Какого цвета почва?

Насыпьте одну ложку почвы на тарелочку, рассмотрите ее через лупу.

-Что вы увидели?

-Из чего она состоит? (почва состоит из сгнивших корешков растений, земля, глина, перегнивших листьев, песка)

ОПЫТ № 2(С ВОДОЙ)

Опустить в воду комочек почвы.

-Что вы видите, что происходит? (пузырьки, которые поднимаются вверх)

-Ребята, какой вывод мы можем сделать? (в почве есть воздух).

 Если в почве есть воздух, значит там можно жить.

-Скажите пожалуйста кто живет под землей? (кроты, мыши полевки, тушканчики).

(слайд с подземными жителями: суслики, майские жуки и т.д.).

На почву влияет их работа. Они прокладывают ходы, перемешивают и рыхлят почву, роют норы. Все это обеспечивает проникновение в почву воздуха и воды.

П/И «РУЧЕЙКИ- ОЗЕРО»

ОПЫТ № 3

Насыпать в пластиковый стаканчик сухо почвы и полить небольшим количеством воды.

-Что произошло? (вода впиталась).

Теперь полейте большим количеством воды.

-Что теперь происходит? (вода больше не впитывается)

-Как вы думаете почему вода больше не впитывается? (там больше не осталось свободного места)

Весь воздух вытеснен водой.

Вывод: почва впитывает воду, которая вытесняет воздух.

Влага, которая накапливается во время дождей и воздух способствуют росту и развитию растений.

- Как люди должны относиться? (не мусорить, не закапывать ядовитые отходы)

А какие пословицы о земле вы знаете?

-Земля- кормилица.

-Земля заботу любит.

-Земля кормит людей, как мать детей.

-Нет плохой земли, есть плохие хозяева.

-Где нет земли, там нет травы.

-В землю не положишь из земли не возьмешь.

-О чем мы сегодня говорили?

-Какое главное свойство почвы?

-Чем занимались?

-Что нового узнали из опытов?


7 апреля 2019 в 13:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.